Ракета-носитель тяжелого класса "Ангара-А5"

23.12.2014

23 декабря 2014 года состоялся первый запуск тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5".
Ракета-носитель тяжелого класса "Ангара-А5" принадлежит к новому семейству ракет-носителей модульного типа "Ангара", которое включает в себя носители от легкого до тяжелого классов.

Головным разработчиком и производителем космического ракетного комплекса "Ангара" является ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева".

Государственными заказчиками — министерство обороны Российской Федерации и Федеральное космическое агентство.

Космический ракетный комплекс (КРК) "Ангара" разрабатывается на основе двух универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями. Универсальный ракетный модуль на компонентах кислород+керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191, который создается на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на ракете-носителе "Энергия", и ныне применяемого на ракете-носителе "Зенит".

Конструкция универсального ракетного модуля выбрана с учетом использования существующих в Центре им. М.В. Хруничева производственной оснастки и освоенных передовых технологий.

Ввод "Ангары" в эксплуатацию должен позволить России, не загрязняя атмосферу Земли, выводить на орбиту спутники всех типов со своей территории, обеспечивая стране независимый гарантированный доступ в космическое пространство.

Носитель тяжелого класса "Ангара-5" имеет первую ступень, образованную из пяти блоков на основе универсального ракетного модуля. В качестве верхних ступеней применяются разгонный блок "Бриз-М" и кислородно-водородный разгонный блок КВТК (кислородно-водородный тяжёлого класса).

Конструктивно КВТК включает несущий бак горючего (жидкого водорода), подвесной бак окислителя (жидкого кислорода), межбаковый и приборный отсеки изогридной конструкции (с равномерно расположенными элементами жесткости) изготовленные из углепластика. Разгонный блок КВТК устанавливается на ракете-носителе (РН) посредством нижней проставки, которая остается на РН при его отделении.

Баки разгонного блока покрыты теплоизоляцией на основе пенопласта "изолан" и многослойной экранно-вакуумной изоляцией, что позволяет выполнять длительный (до девяти часов) полет в условиях космического пространства и осуществлять многократное (до пяти раз) включение маршевого двигателя.

Стартовая масса "Ангара-5" – 773 тонны. Ракета способна выводить на орбиту 24,5 тонны полезной нагрузки.

Ракета-носитель тяжелого класса "Ангара-5" будет запускаться как с космодрома Плесецк, так и с нового строящегося космодрома Восточный в Амурской области.

Она будет выводить все типы космических аппаратов, для запуска которых ранее использовался "Протон". Первый пилотируемый полет тяжелой "Ангары-5" должен быть осуществлен в 2018 году с космодрома "Восточный".

Летные испытания нового КРК "Ангара" начались 9 июля 2014 года успешным запуском легкой ракеты-носителя "Ангара-1.2.ПП". Первый пуск "Ангары" неоднократно переносился.

12 июля тяжелую версию новейшей российской ракеты-носителя "Ангара" отправили с завода на космодром Плесецк.

В конце ноября 2014 года ракета-носитель тяжелого класса "Ангара-5" прошла комплексные испытания на стартовом комплексе космодрома "Плесецк". В ходе комплексных испытаний специалисты космодрома провели цикл электрических испытаний систем и агрегатов "Ангара-А5", стартового оборудования, протестировали систему заправки ракеты-носителя компонентами ракетного топлива и проверили готовность универсального стартового комплекса ракетно-космического комплекса "Ангара" к проведению первого пуска ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".

Теги: