Вся правда о гептиле над Якутией

28.03.2014

28 марта вице-премьер правительства Амурской области – министр по строительству космодрома «Восточный» Константин Чмаров дал в Благовещенске эксклюзивное интервью корреспондентам телекомпании НВК «Саха» и информагентства ЯСИА.

Вся трудовая биография Константина Васильевича связана с космонавтикой. Молодым лейтенантом он начал службу на космодроме Байконур. Через 9 лет перевелся на космодром Плесецк, где прослужил еще 13 лет. Сейчас возглавляет крупнейшую после олимпийских объектов Сочи стройку страны.

Начал Константин Чмаров с того, что предложил забыть все страхи про возможную радиационную опасность. Никаких ядерных технологий, и, тем более, ядерных реакторов на запускаемых с космодрома «Восточный» летательных аппаратах применять не планируется.

Также министр по строительству космодрома «Восточный» сообщил, что конструктивными характеристиками ракеты-носителя Союз-2 не предусмотрено использование в качестве топлива вещества гептил. Все три ступени Союза-2 заправляются экологически безопасным керосином и кислородом.

В то же время на некоторых космических летательных аппаратах будет установлен разгонный блок «Фрегат», топливом для которого служит гептил, а окислителем – амил. Здесь необходимо отметить, что специалисты четко разделяют понятия «ракета-носитель» и «космический летательный аппарат».

На начальном этапе с космодрома «Восточный» стартовать будет только одна ракета-носитель – Союз-2. Именно ее, заправленные керосином и кислородом отделяющиеся части будут приземляться в выделенных зонах падения на территории Якутии.

А вот выводимые на орбиту ракетами-носителями Союз-2 космические спутники будут различного предназначения. В зависимости от типа и назначения спутников на космодроме «Восточный» выбраны три основные траектории полета ракет-носителей Союз-2. И только одна из этих трех траекторий пролегает над территорией Якутии. По оценке Константина Чмарова над Якутией будет пролетать примерно только треть стартующих с космодрома «Восточный» ракет.

Разгонный блок «Фрегат» также будет установлен не на всех спутниках. Использоваться он будет, например, на тех космических аппаратах, которым необходима дополнительная тяга в открытом космосе для подъема на более высокую орбиту.

При этом министр отметил, что гептил в качестве топлива для спутников применяют все без исключения космические державы, будь то Соединенные Штаты, Франция или Япония. Но только в России факт применения этого общераспространенного вида космического топлива вызывает ажиотажный интерес.

Константин Чмаров также заметил, что на практике разгонный блок начинает работать примерно на расстоянии 200 км от поверхности Земли, уже в космосе. То есть, только после того, как отработает третья ступень ракеты-носителя Союз-2. А на территорию Якутии будут падать отделяющиеся части второй ступени ракеты-носителя. Отработавшая первая ступень ракеты-носителя Союз-2 будет падать на территорию Амурской области либо Хабаровского края, в зависимости от заданной траектории полета.

Как рассказал Константин Чмаров, на Якутию, в случае, если траектория полета ракеты будет пролегать над ее территорией, будет падать углепластиковый обтекатель головной части ракеты – в Алданском районе. Также определена зона падения отработавшей второй ступени ракеты-носителя в Вилюйском районе.

Конструкция второй ступени выполнена из тонкостенного алюминия. По словам министра по строительству космодрома «Восточный» никакой опасности эти конструкции не представляют, так изначально они заправляются керосином и водородом.

Говоря о возможном количестве пусков ракет с космодрома «Восточный, Константин Чмаров заявил: «Дай Бог нам выйти за десять пусков в год. Выйти на производительность от 10 до 20 пусков год».

Первый запуск ракеты-носителя с нового космодрома запланирован на 2015 год. Предполагается, что больше пусков в 2015 году не будет. В 2016 году количество пусков увеличится до двух-трех. И лишь в более отдаленной перспективе космодром будет способен производить до десяти и более пусков ракет в год. Константин Чмаров заметил в беседе с якутскими журналистами: «Учтите, в наше время нет примеров, чтобы какой-то космодром делал более 20 пусков в год. Это пока предел в мировой космонавтике».

По словам министра, падение отделяющихся частей ракеты-носителя не создает на земле никаких звуковых или шумовых эффектов. Самое большее, на что могут рассчитывать наблюдатели, это небольшое свечение на фоне темного неба в случае, если падение отделяющихся частей ракеты-носителя Союз-2 будет происходить в ночное время.

Разъяснил Константин Чмаров и причины, по которым Роскосмос уделяет много внимания предстоящему подписанию Соглашений с Республикой Саха и Вилюйским улусом. Дело в том, что существует пусть гипотетическая, пусть исчезающе малая, но вероятность того, что падающие на землю отделяющиеся части ракеты-носителя Союз-2 могут нанести ущерб находящимся в зоне падения местным жителям.

Поэтому специалистами космической отрасли страны разработана целая система мер, еще больше минимизирующая такую вероятность. В частности, Роскосмос берет на себя обязательство о заблаговременно оповещении регионов падения отделяющихся частей ракеты-носителя о предстоящих запусках с космодрома «Восточный».

В свою очередь, региональные и местные власти через имеющуюся систему оповещения должны довести эту информацию до населения и принять меры по недопущению пребывания людей в зонах падения в момент пуска ракеты. Соглашения призваны формализовать все необходимые процедуры и задокументировать обязательства сторон.

Рассказал Константин Чмаров и о перспективах строящегося космодрома «Восточный». Как выяснилось, Роскосмос только на первых порах собирается применять ракеты-носители Союз-2. В перспективе рассматривается возможность эксплуатации более совершенной ракеты Ангара. А после 2020 года возможны пуски новых сверхтяжелыхх ракет, предназначенных для освоения дальнего космоса.

Все новые ракеты-носители проектируются на экологически безопасном топливе – керосине, окислителем для которого служит кислород. В будущем возможны варианты применения водородного топлива. А гептил, как заметил Константин Чмаров – пройденный этап отечественной космонавтики и возврата к нему не планируется.

Теги: